Отчёт

о водном туристическом путешествии второй категории сложности по реке Большой Инзер в районе Южного Урала, совершённом с 1 по 10 мая 2002 года.

Содержание

  1. Справочные сведения о путешествии
  2. Сведения о районе путешествия
  3. Выбор маршрута и организация путешествия
  4. График движения и техническое описание маршрута
  5. Обеспечение безопасности
  6. Итоги похода, выводы, рекомендации

1. Справочные сведения о путешествии

  • Вид туризма — водный;
  • Категория сложности — 2;
  • Протяжённость — 172 км, в т. ч. 147 км — сплав, 25 км — пешком;
  • Район путешествия — Южный Урал;
  • Нитка маршрута — п. Отнурок — пеший выход к р. Б. Инзер — сплав по р. Б. Инзер — с. Усмангали;
  • Время проведения путешествия — с 1 мая по 10 мая 2002 года;
  • Средства передвижения — 5 двухместных и 1 четырёхместный катамаран;
  • Продолжительность путешествия — 10 дней;
  • Номер маршрутной книжки — 9/2002;
  • Количество участников — 14;

1.1. Состав группы

Фамилия, имя, отчество Год рож­дения Роль Туристская подготовка
Сапожников Александр Игоревич 1977 руководитель, фотограф Ока (В. Саян, 4) — У
Дунаев Валерий Викторович 1957 Капитан Барбитай (В. Саян, 4) — У
Дмитриев Александр Викторович 1966 Капитан Она (З. Саян, 4) — У
Миндыбаева Эльвира Геннадьевна 1981 Матрос Пешие некатегорийные — У
Заровнятных Владимир Владимирович 1958 Капитан Лемеза (Ю. Урал, 1) — У
Яцун Андрей 1960 Матрос походы выходного дня — У
Заровнятных Алексей Владимирович 1985 Матрос Юрюзань (Ю. Урал, 1) — У
Прокопец Андрей Владимирович 1985 Матрос Юрюзань (Ю. Урал, 1) — У
Батурин Сергей Алексеевич 1961 финансист, капитан Башкаус (Алтай, 6) — У
Левитская Анна Игоревна 1980 ст. матрос Кантегир (З. Саян, 3) — У
Сапожникова Наталья Игоревна 1980 завхоз, капитан Кантегир (З. Саян, 3) — У
Калиш Сергей Викторович 1968 Матрос Кантегир (З. Саян, 3) — У
Коняев Константин Юрьевич 1959 реммастер Башкаус (Алтай, 6) — У
Чирков Михаил Владимирович 1960 зам. руководителя Кантегир (З. Саян, 3) — У

2. Сведения о районе путешествия

2.1. Рельеф и грунты

Почти всю территорию занимают залесенные горы (Южный Урал), преобла­даю­щие абсолютные высоты 400—1000 м (макс. 1320 м), на северо-западе горы переходят в залесенную волнистую равнину (125—400 м). Горные хребты вытянуты в северо-восточ­ном направлении, вершины хребтов выпуклые или плоские, редко острые, зуб­чатые. На вершинах и склонах наиболее высоких хребтов (в западной части территории) распространены каменистые рос­сыпи и скалы-останцы высотой 10—25 м. Повсеместно встречаются скалистые обрывы и камен­ные глыбы. Склоны гор и хребтов в средней и верхней части крутизной 15—30°, в ниж­ней части 5—10°. Склоны изрезаны долинами рек и лощинами. Местность вне дорог из-за залесенности и сильного расчленения непроходима. Передвижение возможно только по дорогам, которые проложены чаще всего вдоль речных долин. Грунты щебёночно-суглинистые и щебёночно-супесчаные. Грунты труднопроходимы при увлажнении. Грунтовые воды в речных долинах и межгорных понижениях залегают на глубине 2—10 м. На правом берегу р. Большой Инзер в 1,8 км к северо-востоку от деревни Кзыл-Ярово расположена пещера пл. 40 000 кв. метров. В 5 км на северо-восток от деревни Нукатово в нижней части склона горы с отметкой 846 находится пещера площадью 310 кв. метров.

2.2. Гидрография

Инзер — река в Башкирии, левый приток р. Сим (бассейн р. Белой). Образуется от слияния Большого и Малого Инзера. Длина 307 км, общее падение 937 м, средняя высота 553 м, площадь бассейна 5380 км2. Берёт начало на западных склонах Южного Урала под названием Большой Инзер. В верховьях имеет характер горной реки, ниже долина реки расширяется и течение становится более спокойным. Питание главным образом снеговое. Замерзает в середине ноября, вскрывается в середине апреля. Главный приток справа — Малый Инзер

2.3. Растительность

Белорецкий район — самая богатая лесами территория Башкирии: они занимают 82% площади района, свободны от леса небольшие участки вблизи населённых пунктов и покрытые мохово-лишайниковой растительностью вершины высоких гор и хребтов. Леса на западной половине территории преимущественно лиственные (липа, клен, дуб, ильм, реже осина и берёза) на восточной половине — смешанные (береза, осина, ель, пихта, сосна, реже липа, клён). Подлесок — из поросли основных пород и кустарника. Высота деревьев 14—25 м, толщина 0,18—0,32 м, расстояние между деревьями 4—8 м. Просеки шириной 2—5 м, единичные шириной до 16 м, большей частью заросли подростом высотой 6—8 м и плохо прослеживаются на местности, для передвижения непригодны. Лишь отдельные просеки расчищены и по ним возможно движение гусеничной техники.

2.4. Климатические условия

Климат континентальный. Среднегодовая температура — +0,3° в горах и +2,8° на равнине. В год выпадает 300—600 мм осадков.

3има (середина ноября — март) — продолжительная, суровая, преобладают ясные солнечные дни. Бывают метели и бураны, особенно часто в феврале (2—16 дней в месяц с метелью). Среднемесячная температура воздуха в январе — –22° (минималь­ная — –45°). Иногда атлантические циклоны приносят оттепели с мокрым снегом, дождём и туманом (1 — 6 дней с туманом в месяц). Снежный покров появляется в октябре, санный путь устанавливается во второй половине ноября. Высота снежного покрова в марте 40—80 см.

Весна (апрель — май) прохладная с заморозками. Характерно чередование пасмур­ных с дождём и мокрым снегом и ясных солнечных дней. Снежный покров в среднем сходит в середине апреля, в отдельные годы сохраняется до начала мая. Заметна зависимость климата от высоты: в верхней части маршрута ночные температуры достигают –10°, в нижней части дневные — +20°. Весенняя распутица продолжается более одного месяца. Заморозки бывают до первой половины июля.

Лето (июль — август) умеренно тёплое с частыми и обильными грозовыми дождями (7 — 11 дней с грозой в июне — июле). Среднемесячная температура воздуха в июле — +19° (максимальная — +34°). В августе уменьшается количество осадков, возрастает число ясных солнечных дней. Со второй декады августа начинаются заморозки.

Осень (сентябрь — первая половина ноября) холодная, пасмурная, дождливая с сильными ветрами. Иногда сентябрь бывает сухим и солнечным с утренними заморозками. Осадки выпадают в виде затяжных дождей с туманом (5 — 15 дней с туманом в месяц) в виде мокрого снега. Распутица начинается с середины сентября и продолжается до устойчивых морозов. Ветры в течение года западные, юго-западные, весной и летом, кроме того, северо-западные со средней скоростью 1,3 — 4,3 м/сек.

2.5. Населённые пункты

Расположенный ниже места окончания активной части маршрута посёлок Инзер (3 тыс. жителей) — городского типа. Есть железнодорожная станция (связан железной дорогой с городами Уфа, Белорецк и Магнитогорск). Остальные населённые пункты, встречающиеся на маршруте — сельского типа, с числом жителей 100—500 человек. Застройка рядовая, в крупных селах квартальная, улицы шириной 10—25 м без покры­тия, в некоторых населенных пунктах имеются деревянные тротуары. В связи с небольшой продолжительностью похода (и, как следствие, отсутствием необходимости покупки продовольствия на активной части маршрута) и малой населённостью мест­ности группа практически не посещала населённые пункты. Исключение составили пос. Отнурок — место начала активной части и г. Белорецк, из почтового отделения которого были даны телеграммы о выходе на маршрут и о его завершении.

2.6. Дорожная сеть

Территорию района пересекают железная дорога Магнитогорск — Белорецк — Карламан, автомобильная дорога с асфальтовым покрытием Булгаково — Архан­гельское — Белорецк. От Белорецка отходят автодороги на Стерлитамак, Магнито­горск, Учалы.

Улучшенные грунтовые дороги шириной 5—10 м местами усилены добавками щебня и гравия, толщина слоя с добавками 5—15 см, состояние дорог удовлетвори­тельное. Большинство грунтовых дорог находятся в плохом состоянии. Некоторые дороги заброшены и движение автотранспорта по ним невозможно. Немногие дороги, связывающие ближайшие населённые пункты с местами лесо­разработок и грунтовыми улучшенными дорогами, периодически ремонтируются и находятся в удовлетвори­тельном состоянии. На дорогах много крутых поворотов и уклонов. Во время дождей и снеготаяния проходимость дорог резко снижается, возможная скорость движения по размокшим дорогам около 10 км/час. Мосты деревянные, на улучшенных грунтовых, дорогах грузоподъемность 5—15 т, на остальных от 1 до 15 т.

3. Выбор маршрута и организация путешествия

3.1. Выбор маршрута

Маршрут был выбран исходя из следующих критериев:

  • Одна из основных целей похода — тренировка перед летним походом. Поэтому на маршруте должен быть хотя бы один порог и несколько шивер.
  • Время похода ограничено, поэтому целесообразно выбирать маршрут по району, находящемуся недалеко. Оптимальным вариантом является Южный Урал. В Бело­рец­ком районе Республики Башкортостан протекает несколько рек, интересных для про­хожде­ния. Ранее некоторыми участ­никами группы были пройдены такие реки этого района, как Белая, Зилим, Нугуш, Лемеза, Тюльмень.
  • Большая часть литературы, посвящённой сплаву по реке Большой Инзер рекомендует начинать сплав от с. Карталы (по некоторым источникам — ст. Курманай, в речи местных жителей — Картали), однако такой вариант имеет меньший спортивный интерес по сравнению со сплавом с более верхних участков. Причиной подобных рекомендаций служит низкий уровень воды в летний период. Уровень воды в мае позволяет начать поход с верховьев Большого Инзера, а с. Картали использовать в качестве места досрочного (в т. ч. аварийного) выхода с активной части маршрута.

3.2. Организация путешествия

Для похода большей частью использовалось снаряжение, уже имевшееся у участ­ников группы. Кроме того, использовалось снаряжение (спасательные жилеты и вёсла), заблаговременно изготовленное участниками похода.

3.3. Подъезд к месту путешествия и выезд с маршрута

Существующие сети общественного транспорта позволяют добраться как к месту старта (находящийся в 15 км от пос. Отнурок город Белорецк связан железной дорогой с Магнитогорском и Уфой, куда есть рейсы из Челябинска, кроме того, существует прямой автобусный маршрут Челябинск — Белорецк), так и обратно, от места окончания активной части путешествия: на расстоянии 3 км от с. Усмангали находится станция Инзер, расположенная на железнодорожной линии Белорецк — Уфа, причём это расстояние можно пройти по воде.

В то же время заказной автотранспорт при сравнимой с общественным транспортом стоимости даёт большую гибкость в планировании маршрута, т. к. в этом случае отпадает необходимость ориентироваться на существующие расписания движения общественного транспорта. Исходя из численности группы и наличия крупногабаритного снаряжения (вёсел и каркасов катамаранов) было принято решение использовать автобус небольшой вместимости марки ПАЗ. Преимуществом автотранспорта перед железнодорожным транспортом при подъезде к рекам Белорецкого района является малое время в пути: за счёт более прямой дороги (по сравнению с железной дорогой через Магнитогорск) время в пути сокращается не менее чем в 2 раза.

4. График движения и техническое описание маршрута

4.1. График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Протяжён­ность, км Способ пере­движения Характеристика пути Ходовое время, ч Метеоусловия
01.05 1 г. Челябинск — пос. Отнурок 300 автобус 6 ясно, +7…+12°C
01.05 1 пос. Отнурок — р. Средний Отнурок 6 пешком на дороге — лужи, ручьи, снег 3,5 ясно, +10°С, вечером около 0°C
02.05 2 р. Средний Отнурок — р. Безымянка 5 пешком дорога полностью в снегу, высота снежного покрова достигает 1 м 5 ясно, утром ок. 0°C, днём +5…+10°C
03.05 3 р. Безымянка — р. Б. Инзер (2 км выше устья р. Куянтау) 14 пешком дорога полностью в снегу 5 утром: ясно, 0…–5°C, днём: пасмурно, +5…+10°C
04.05 4 Строительство плавсредств переменная облач­ность, +5…+10°C
05.05 5 2 км выше устья р. Куянтау — 1 км ниже шиверы № 1 7 Сплав вода со льдом 6 утром пасмурно, днём ясно, +5°C
06.05 6 1 км ниже шиверы № 1 — шивера № 2 6 Сплав вода со льдом 5,5 Ясно, +5°C
07.05 7 шивера № 2 — пор. Матаис — 2 км ниже с. Гадыльшино 32 Сплав утром — вода со льдом, днём и вечером — без льда 6 Утром пасмурно, днём ясно, во вто­рой половине дня дождь, гроза, +10…+15°C
08.05 8 2 км ниже с. Гадыльшино — 10 км ниже устья р. Суран 44 Сплав без льда 4,5 Пасмурно, дождь, +5…+10°C
09.05 9 10 км ниже устья р. Суран — 10 км выше с. Усмангали 48 Сплав 7 Переменная облачность, +10…+15°C
10.05 10 10 км выше с. Усмангали — с. Усмангали 10 Сплав 1 Ясно, +15…+20°С
10.05 10 с. Усмангали — г. Челябинск 350 автобус 7 Ясно, +15…+20°С

Итого: 172 км, в т. ч. 147 км — сплав, 25 км — пешком

4.2. Пеший переход: пос. Отнурок — р. Б. Инзер

Послушав совет местного населения, было принято решение идти не по короткой тропе, где «снега по пояс», а в обход по утоптанной дороге. В результате уже к концу первого ходового дня группа, двигаясь вверх вдоль течения р. Средний Отнурок, вышла к местам, полностью покрытым снегом. Высота снежного покрова составляла 50 см.

В течение второго ходового дня высота снежного покрова увеличилась до 1 м, днём на солнце снег теряет прочность, из-за чего некоторые участники проваливались и тратили много сил. Средняя скорость движения — ниже, чем в первый день.

Исходя из опыта движения во второй день, режим третьего дня был изменён: подъём и выход были сдвинуты на более ранее время, чтоб как можно большее расстояние пройти при отрицательной температуре по прочному снегу.

4.3. Сплав по р. Б. Инзер

4.3.1. Верховья реки: лёд

Первые два с половиной дня сплава — с 5 по 7 мая — река частично покрыта льдом. Покры­тые льдом участки проходятся пешком по льду: это легче, чем обходить такие участки по берегу по сугробам и кустам. Катамараны перемещаются волоком: материал днища гондол хоро­шо скользит по льду. На обширных водных и ледовых участках скорость движения дости­гает 5 км/ч, но обилие переходов с воды на лёд и обратно приводят к тому, что средняя ско­рость движения — ок. 1 км/ч. Ледовые заторы, встретившиеся 7.05 обносились по берегу.

Шиверы вскрылись и проходятся по воде без разведка, т. к. линия движения хорошо видна с воды. Шивера № 1 (нумерация согласно [5]) пройдена 5.05. В конце шиверы — остров, который пройден по правой протоке, т. к. левая протока перегорожена упавшей елью. Шивера № 2 — без острова. Пройдена 6.05.

4.3.2. Средняя часть: шиверы и порог Матаис

После заброшенного с. Капкала, с которого планировалось начать водную часть похода, река освобождается ото льда.

В 8 км ниже кордона расположен порог Матаис протяжен­ностью 4 км. Порог представляет собой участок реки с падением 15—16 м/км и руслом, зава­ленным большими валунами и глыбами обрушившей­ся породы [3]. Высота отдельных валов — до 1 м. Некоторые источники (например, [5]) порогом Матаис считают не все 4 км препятствия, а самую сложную его часть. Остальная часть препятствия — шивера № 5. Порог пройден 7.05.2002.

Порог Матаис: Ласточка
Катамаран-двойка (С. Батурин, А. Левитская) проходит порог Матаис.

Чалка перед порогом для разведки и после него — на правом берегу. Остановку для разведки и прохождения порога можно совместить с обедом либо ночёвкой: на правом берегу есть место для лагеря.

После шиверы № 6 препятствия упрощаются, вода становится более спокойной. Основным препятствием становится прибрежная растительность: иногда река разбивается на несколько проток и, при ошибке с выбором нужной протоки, судно может быть прижато к кустам и перевёрнуто.

4.3.3. Нижняя часть: от с. Картали до с. Усмангали

Нижняя часть, в основном, не представляет спортивного интереса. Скорость течения невелика, препятствий мало. Искусственные препятствия представлены большей частью мостами, естественные перпятствие — шивера Сарышта и кусты по берегам. При характерном для весны высоком уровне воды шивера Сарышта, в отличие от указанного в [3] и [6], не представляет особой сложности для прохождения, линия движения видна с воды. Протяжённость шиверы — ок. 2—3 км (12 минут ходового времени). Скорость течения и высота валов — ниже, чем в шиверах в начале маршрута.

5. Обеспечение безопасности

Основной опасностью при сплаве на Южном Урале в период межсезонья является низкая температура воды воздуха и воды. Во время похода минимальная температура воды была равна 0°C. В воде такой температуры человек без гидрокостюма активно борется 5—7 минут, а через 15 минут ему угрожает гибель от переохлаждения. Поэтому все участники группы имели гидрокостюмы. Кроме того, в число обязательного личного снаряжения каждого участника входили спасательный жилет и каска. При прохождении маршрута основными видами страховки были самостраховка и взаимостраховка. На катамаранах имелись спасательные концы «морковка». Все участники твёрдо знали действия при попадании в воду и действия при проведении спасработ.

Помимо переохлаждения опасность для участников представляли клещи: в тех местах, где отсутствовал снежный покров и температура воздуха была положительной, клещи проявляли активность. Основные меры противодействия — профилактические: регулярные само- и взаимоосмотры.

6. Итоги похода, выводы, рекомендации

Поход прошёл успешно. Маршрут пройден полностью. Члены группы повысили свой технический уровень и готовы к более сложным походам.

Данный маршрут рекомендуется проходить в соответствии с первоначальным планом, двигаясь от пос. Отнурок на запад, а не на север, не принимая во внимание реко­мен­дации местных жителей: это позволит за меньшее время дойти до реки. Кроме того, в начале мая верховья Большого Инзера могут быть покрыты льдом и, как след­ствие, непригодны для нормального сплава.

В качестве плавсредств целесообразно использовать катамараны: данный тип судна является и маневренным, и надёжным. Экипаж четырёхместного катамарана, как более надёжного, был составлен из участников с невысоким уровнем подготовки, остальные участники входили в состав экипажей более маневренных двухместных катамаранов. Каркасы катамаранов — комбинированные: из дюралюминия и дерева.

Личное снаряжение должно быть достаточно тёплым, т. к. погода в этот период неустойчивая и зависит от высоты местности: амплитуда колебаний температуры во время похода достигала 30°.

Материалы по походу (отчёт, дневник и фотографии) размещены в Интернете по адресу http://shoorick.ru/tourism/inzer/

Литература

  1. Башкортостан, Белорецкий район Башкортостана // Википедия, http://ru.wikipedia.org/
  2. Вяземских Д. В. О водном туристическом путешествии первой категории сложности по реке Большой Инзер — Инзер в районе Южного Урала, совершённом с 30 апреля по 8 мая 1998 года — Библиотека М. Мошкова
  3. Головко В. К., Оконешников В. А. По рекам Урала. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1973
  4. Инзер // Большая советская энциклопедия, http://slovari.yandex.ru/
  5. Мельников В. Б. Отчёт о пеше-водном туристическом путешествии третьей категории сложности в районе Южного Урала по маршруту р. Б. Инзер — р. М. Инзер — р. Лемеза, совершённом с 28 апреля по 6 мая 2001 года — Библиотека М. Мошкова
  6. Плечко Л. А., Сабанеева И. П. Водные маршруты СССР. Европейская часть. Москва, «Физкультура и  спорт», 1973
  7. Хисматов М. Ф. Белорецкий район // Башкирская энциклопедия, http://bashedu.ru/encikl/