Рисование глиссандо в лилипонде

LilyPond хорош, но, как и всё вокруг, неидеален.

Например, я неоднократно сталкивался с необходимостью изобразить глиссандо, соединяющее ноту с пустым местом. Казалось бы — что такого? Можно, например, в пустом месте нарисовать ноту с прятать её командой \hideNotes, однако это приведёт к сдвигу нот в соседний такт. Можно и сдвиг победить, отключив контроль размера командой \canenzaOn — именно такой метод описан в руководстве, результат должен быть таким:

Глиссандо в пустоту

Берём маленький пример — вроде, работает. Вставляем в большую партитуру — всё расползается. Не годится.

Пробуем другой метод — использовать форшлаг: с ним не придётся отключать контроль размера. Но нас поджидают те же грабли: то, что хорошо работает в маленьком примере с парой тактов и одним голосом, оказывается совершенно неработоспособным, когда партитура состоит из десятка голосов с более чем сотней тактов: появляются лишние ключи, знаки альтерации и цифры, указывающие размер. Гугление не помогло: удалось лишь выяснить, что проблема обнаружена ещё восемь лет назад и до сих пор не исправлена.

Что остаётся? Нарисовать. В лилипондовые файлы можно добавлять команды языка PostScript и таким образом рисовать то, что позволяет постскрипт. Хочет автор, чтоб было глиссандо где попало, да ещё и зигзагом — пожалуйста!

Пишем:

zigzagGlis = \markup {
  \postscript #"-0.8 0.2 rlineto 0.2 -0.8 rlineto -0.8 0.2 rlineto 0.2 -0.8 rlineto -0.8 0.2 rlineto 0.2 -0.8 rlineto -0.8 0.2 rlineto 0.2 -0.8 rlineto stroke"
}
% ...
a2.-- -\zigzagGlis ( \sf\>     | % 5
gis2.)\(  \pp
c2.-- -\zigzagGlis \)( \sf\>
b2)   \pp  r4

Получаем:Глиссандо